Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Город Легенда - Кемерово

Где Впервые Упоминается Курск
где впервые упоминается курск

Глава города Курска: Бороться за правду нужно словом, пером, убеждением

В Курском городском Собрании прошел круглый стол на тему «Идеи государственности от князя Владимира до наших дней » в рамках XI Международных научно-образовательных Знаменских чтений.

Круглый стол в рамках чтений проходит уже второй год.

Тысячу лет назад князь Владимир сделал выбор, подтверждённый временем, всей нашей историей.

Сегодня страна вновь стоит перед выбором, необходимостью определиться: будем ли мы перестраивать себя по западным лекалам, или будем опираться на свою историю, свои достижения, свой собственный опыт.

Участники круглого стола в своих выступлениях пытались ответить на вопросы, какие шаги могут привести к укреплению государственности что может стать единым началом в стремлении объединить вокруг интересов своей страны людей различных взглядов и убеждений как вырастить наших детей людьми, трепетно относящимися к истории Отечества?

Митрополит Курский и Рыльский Герман отметил актуальность сегодняшнего разговора:

- Мы вновь вспоминаем, пытаемся осмыслить то, что сделал князь для Руси. Великие дела никогда не остаются в прошлом, они продолжаются

Заслуга князя, прежде всего, заключается в Крещении Руси, правильном выбое христианской веры.Он перестал поклоняться идолам, приносить жертвы, в том числе и человеческие, они имели место. Произошла удивительная перемена и в характере князя Владимира.

Принятие христианства не было таким политическим, дипломатическим шагом. Это был его искренний, обдуманный, сердечный выбор. Он уверовал, духовно прозрел, приняв крещение. Произошла огромная перемена в нем самом. Из жесткого язычника, беспощадного правителя, воина, он превратился в милостивого государя. Главным смыслом стали иные ценности: править по законам Божьим, справедливо, милостиво, творить дела добра и милосердия. Защищать неповинных, помогать вдовам и сиротам, больным и немощным. Недаром он вошел в историю Руси с добрым теплым именем Владимир Красное Солнышко. На Руси стали появляться храмы, письменность, книги. Начала бурно развиваться русская культура.

Народ наш, наши предки сердцем восприняли правду Божию, крестились, старались жить по вере. Пройдет немного лет и появится «Житие преподобного Феодосия Печерского », где впервые упоминается Курск. В городе к тому времени уже были храмы, люди были верующие.

Выбор князя Владимира был судьбоносным. Он имел великое духовное и спасительное значение для всей Руси и для всех народов.

Мы должны помнить его заветы. Прежде всего, хранить веру, свои духовные ценности, помнить свою историю, знать культуру, которая, несомненно, имеет христианские корни. И наши народны, конечно, должны жить в мире и дружбе.

Глава города Ольга Германова отметила особенности российской государственности:

«Россию часто обвиняют в «имперских амбициях». Что есть империя? Это могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире. Что здесь плохого? То, что держава могущественная? Понятно, что наших врагов это ой как не устраивает. Но заметьте, держава объединяющая. Не захватывающая, не поглощающая, а объединяющая. Только на территории города Курска проживают граждане более 100 национальностей. И все они пользуются равными правами, живут и трудятся по одним законам.

Неотделимы друг от друга государственность и государство. Общество управляемо государством. В то же время общество создает его и в дальнейшем на него воздействует. В связи с этим активно развиваются институты гражданского общества. Только на территории Курска действует более 70 партий и более 300 общественных объединений. Причём это только те объединения и партии, которые имеют законное право участвовать в выборах. Это, кстати, и ответ на претензии западных политиков, что у нас якобы нет политической оппозиции. Есть. И это институты гражданского общества, которые пекутся о благе страны, о благе россиян. Они плодотворно сотрудничают с органами власти, вносят свои законотворческие инициативы, предлагают программы развития, ведут активную, конструктивную деятельность.

А вот если с западной точки зрения рассматривать в качестве «настоящей оппозиции» только врагов российской государственности, то тогда счёт пойдёт на единицы. В нашем обществе сильны тенденции укрепления государственной власти. В вопросах участия государства в тех или процессах россияне чаще всего выступают как сторонники усилия влияния государства. По опросам Левада-центра: Россияне по-прежнему считают, что государство должно выполнять функцию социальной защиты населения. Доля россиян, считающих, что благополучие народа зависит от достойных людей в руководстве, достигло максимального значения за все годы замеров – 42%. Порядок в государстве россияне ставят выше, чем права человека (62% против 29%).

Вот это чрезвычайно важно: если люди увидят, что руководитель региона, муниципалитета, государства уверен в своей правоте, он честен, открыт, то, я вас уверяю, я сталкивался с этим многократно, люди проникаются доверием и начинают поддерживать, это чрезвычайно важная вещь».

Наша позиция мощной державы завоёвана не нашими ошибками, а нашими успехами. В таком случае наша прямая задача давать людям образцы лучшего. Показать, за счёт каких качеств, каких черт характера, каких особенностей нашей государственности мы добились этого. Как развить успех. И как самим людям строить свою жизнь, чтобы добиться большего, добиться лучшей жизни. А история, её опыт демонстрируют нам, что в условиях нашего геополитического, да и просто географического положения, в условиях непростого российского климата добиться в одиночку мало что возможно. Реальные успехи возможны только сообща, только в единстве всего народа, как отдельных его представителей, так и руководящих органов, и институтов гражданского общества.

Перед началом работы круглого стола Ольга Михайловна дала интервью журналистам региональных СМИ. Отвечая на вопрос о том, как нужно беречь историю страны, Глава города отметила, что это обязанность каждого гражданина: Бороться за историческую правду нужно всеми способами: словом, пером, убеждением .

В диалоге приняли участие историки, ученые, представители парламентских и непарламентских партий.

Круглый стол стал финальной площадкой XI Знаменских чтений. Участники выразили надежду продолжить дискуссии в рамках XII Знаменских чтений.

Популярные ответы

Похожие ответы

Курск — город в России, административный центр Курской области (состоит из 3 округов: Центрального, Железнодорожного и Сеймского). В древности — столица Курского княжества. Курск входил в состав Великого княжества Литовского (с 1360 года). Губернский город (с 1797 года). Курск — место кровопролитных боёв Великой Отечественной Войны, Город воинской славы (с 27 апреля 2007 года), награждён орденом Отечественной войны I степени за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, а также успехи в хозяйственном и культурном строительстве (9 апреля 1980 года).

Этимологически др.-рус. Курьскъ происходит от названия реки Кур. Гидроним, возможно, связан с народным термином курья — речной залив, узкий проток реки, заводь . Хотя по преданию, именно Кур когда-то был полноводной, судоходной рекой, а после обмелел. Если посмотреть географически, то в том месте, где сейчас протекает Кур с двух сторон идут возвышенность, справа по течению район улицы Пушкарная — слева Казацкая — возможно всё это и есть место, где протекал Кур. Такой же рельеф можно наблюдать по всей длине реки.

Первые упоминания о Курске

Согласно археологическим исследованиям на месте нынешнего Знаменского монастыря Курска существовал крупный населённый пункт не позднее VIII века. Курск впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1032. когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого). В указанной летописи Курск описывается как крупный город с развитой торговлей и значительным количеством жителей. Именно этот год и принято считать датой основания города Курска.

Современный Курск

Курск богат памятниками архитектуры XIX столетия. Наиболее значительные — особняк купца Хлопонина (середина XVIII века), Казанский собор (1778), здание бывшего Дворянского собрания (конец XIX века), здание бывшей мужской гимназии, здание городской больницы № 1 ( дом Денисьева , XVIII век), палаты гетмана Мазепы (XVIII век).

В городе — много музеев, 3 выставочных зала, 8 библиотек, 3 театра, филармония, планетарий, 14 домов культуры, 9 кинотеатров, 33 храма.

Архитектура современного города становится всё более разнообразной. Активно перестраиваются центральные улицы. В последние годы здесь были возведены здания торгового центра на перекрёстке с ул. Садовой, а также торгового центра Пушкинский , внёсшие заметные изменения в облик города.

Памятники

В настоящие время в городе имеется большое количество памятников:

  • памятник Курской антоновке на ул. Ленина, ск. Клыков В. М.
  • памятник подводникам АПРК Курск , на Аллее подводников, (изготовлен из фрагментов корпуса подлодки)
  • Триумфальная арка (2000 г.)
  • памятник-бюст дважды Герою Советского Союза Боровых А. Е. в саду имени 1-го мая (18 сентября 1948 г. ск. Ефимов-Трофимов В. К.)
  • В. И. Ленину на Красной площади (открыт 5 ноября 1956 г. ск. Манизер М. Г. арх. Великанов А. П.)
  • памятник-бюст Зеленко Е. И. (открыт 23 сентября 1988 г. ск. Криволапов Н. П. арх. Михайлов В. Н.)
  • памятник-бюст Дейнеке А. А. (1999 г. ск. Криволапов Н. П.)
  • памятник маршалу Г. К. Жукову
  • памятник Александру Невскому в саду 1-го Мая (2000 г. ск. Клыков В. М.)
  • А. С. Пушкину на Театральной площади (2000 г. ск. Криволапов Н. Минин И. Бартенев В.)
  • памятник Военным медикам у главного корпуса Курского государственного медицинского университета (17 июня 2005 г. худ. Заутренников М. ск. Криволапов Н. Минин И.)
  • памятник маршалу К. К. Рокоссовскому на площади Рокоссовского (открыт 23 августа 2005 г. ск. Клыков В. М.)
  • памятник подводникам АПРК Курск на Аллее подводников (изготовлен из фрагментов корпуса подлодки)
  • памятник композитору Г. В. Свиридову на углу улиц Ленина и Золотой (открыт 23 сентября 2005 г. ск. Минин И. Криволапов Н.)
  • писателю Е. И. Носову на углу улиц Блинова и Челюскинцев (октябрь 2005 г. ск. Бартенев В. И. Михайлов В. Н. Цуканов М. Е.)
  • памятник скульптору В. М. Клыкову на проспекте Клыкова (отрыт 3 ноября 2007 г. ск. Клыков А. В.)
  • памятник писателю К. Д. Воробьеву на углу улиц Перекальского и Блинова (октябрь 2009 г. ск. Бартенев В. И. арх. Цуканов М. Е.)
  • памятник В. И. Ленину в Парке Пионеров (открыт 25 июля 2009 г. ранее стоял у посольства СССР в Берлине)
  • памятник Ф. Э. Дзержинскому (1952 г.)
  • памятник-бюст К. Маркса
  • памятник Курской антоновке, на ул. Ленина (открыт 19 августа 2008г. скульптор Клыков В. М.).

Образование

Высшее образование представляют:

  • Курский государственный медицинский университет (КГМУ)
  • Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова
  • Курский государственный университет
  • Юго-Западный государственный университет
  • Институт менеджмента, экономики и бизнеса
  • Курский институт социального образования (филиал) РГСУ
  • Региональный финансово-экономический институт
  • Региональный открытый социальный институт
  • Курский институт государственной и муниципальной службы
  • Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал).

Герб Курска утверждён решением Малого совета Курского горсовета народных депутатов № 48 27 февраля 1992 года. Современный герб представляет собой исторический герб города, известный с XVIII века: в серебряном щите лазуревая перевязь — лента, на которой изображены три летящие куропатки.

Флаг

Флаг Курска в соответствии с решением Курского городского Собрания от 26 мая 2000 года № 56-2-РС представляет собой прямоугольное полотнище лазуревого цвета с диагональной полосой сине-голубого цвета. На сине-голубой полосе изображены три летящие куропатки серебряного цвета. Ширина диагональной полосы составляет одну треть ширины флага. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

О древнем и новом Курске

Древнерусскому Курску около 1027 лет. (Вид из альбома К. М. Бороздина 1809–1810 г.)

Что известно о Курске в свете имеющихся на сегодня археологических данных? Практически нет сомнений в том, что на месте будущего древнерусского города еще в X в. находилось укрепленное поселение славян из племени северян. Однако прямых доказательств его существования нет. Комплекс археологических памятников, которые оставили северяне, жившие еще в догосударственную эпоху, составляет так называемую роменскую культуру (названную по украинскому городу Ромны, где эти памятники были впервые открыты и описаны). Но остатки роменских жилых или хозяйственных построек на территории Курского городища пока не найдены. Роменская лепная (а не изготовленная на гончарном круге) керамика присутствует здесь только в виде примесей в объектах уже нового, древнерусского типа. Вместе с тем, исключительно высокая концентрация роменских городищ в районе нынешнего Курска позволяет думать, что и мыс при впадении Кура в Тускарь был наверняка заселен и укреплен жившими здесь северянами-семичами. Не исключено даже, что существовавшее здесь северянское поселение являлось племенным центром для всей местной округи. Но городом в полном смысле этого слова его считать в любом случае еще нельзя.

В конце X в. укрепленные поселения северян в Посемье массово гибнут в огне пожаров. Эти трагические события произошли в ходе ликвидации независимости региона и перехода его под власть Руси, во главе которой стояли киевские князья. О постигшем в 980–990-е годы Посемье грандиозном катаклизме убедительно свидетельствуют найденные здесь многочисленные клады арабских монет (дирхемов). Хронологический зазор между датами чеканки монет и временем их сокрытия в землю указывает как раз на этот период. Как известно, деньги и сокровища люди начинают прятать именно в переломные исторические моменты (вспомним в этой связи клады, относящиеся к 1918–1919 годам, поныне находимые в старых домах Петербурга).

Одной из главных движущих причин территориальной экспансии киевских князей на восток было стремление взять под свой контроль торговые пути, связывавшие Среднее Поднепровье с Поволжьем. В 985-м году киевский князь Владимир Святославич совершил успешный поход на Волжскую Булгарию. Путь пролегал через По-

семье, где сходились речные пути Днепровского и Окско-Волжского бассейнов (в те времена Ока и приток Тускаря Снова брали свое начало из ныне не существующего озера, находившегося в районе современных Понырей).

Благодаря своему географическому положению этот регион играл ведущую роль в транзитном движении на Русь восточного серебра. Утверждение своей власти в Посемье явилось для Киева в конце X века насущной необходимостью. Видимо, именно тогда на месте северянского поселения у впадения Кура в Тускарь и возник город Курск, ставший форпостом киевской власти на вновь присоединенных землях.

Этой точки зрения в настоящее время придерживается наиболее авторитетный исследователь древнего Курска В. В. Енуков. В ходе раскопок под его руководством были открыты остатки древнейших фортификационных сооружений Курска. Их наличие является одним из важнейших атрибутов любого древнерусского города. По мнению Енукова, они были сооружены в конце X – начале XI века. Таким образом, имеющиеся археологические данные вкупе с материалами нумизматики и летописными известиями позволяют с большой долей вероятности считать временем основания древнерусского Курска 980–990-е годы. Следует отметить, что в современной исторической и краеведческой литературе имеются и другие версии времени основания города. Согласно одной из них Курск возник лишь в середине 1020-х. Однако она носит сугубо умозрительный характер и доказательной силы не имеет.

Первое упоминание в письменности

Приблизительность, а нередко спорный характер археологических оценок времени основания древнерусских городов обычно приводит к необходимости использовать для условной начальной точки отчета их истории год первого упоминания в письменных источниках. Именно так, например, обстоит дело с Москвой, которая впервые упомянута в летописи под 1147 годом. При этом, к сожалению, часто забывают, что речь в таких случаях идет именно о годе первого упоминания, а не основания города (если, разумеется, город не был впервые упомянут именно в связи с основанием). Между годом первого упоминания и временем основания города почти всегда лежит больший или меньший хронологический разрыв. Когда же впервые упомянут древнерусский Курск?

В Житии Феодосия Печерского , составленном Нестором-летописцем в 1107–1108 годах, сказано, что будущий святой вместе с родителями приехал в Курск из города Василёва. Это и есть первое упоминание Курска в письменности. Однако оно не датировано, поскольку год, когда Феодосий оказался в Курске, в Житии не указан. Существуют разные версии, когда данное событие могло произойти. Наиболее правдоподобным выглядит мнение о том, что Феодосий прибыл в Курск в 1036 году или вскоре после этого. Известно, что родители святого переселились в Курск по приказанию князя . Но с 1024 года земли на правом берегу Днепра, где расположен Василёв, находились под властью киевского князя Ярослава Мудрого, а на левом, где расположен Курск, – его брата, черниговского князя Мстислава. Раздел Руси по Днепру стал следствием ожесточенной войны между братьями. До смерти Мстислава, случившейся в 1036 году (по Лаврентьевской летописи), Ярослав едва ли мог послать своего доверенного человека на постоянное жительство во владения Мстислава. После же кончины последнего у киевского князя, приступившего к восстановлению своей власти на Левобережье Днепра, в такой посылке возникла насущная потребность. Надо думать, отец Феодосия, принадлежавший к привилегированному слою общества, был отправлен в Курск со специальной миссией. Таким образом, первое упоминание древнерусского Курска в письменности условно можно приурочить к 1036 году. Но откуда же в историографии взялся 1032 год, объявленный точкой отчета курской истории?

Детские и юношеские годы Феодосия, родившегося около 1030 года, прошли в Курске. Отсюда он, будучи уже взрослым человеком, ушел в Киев, где принял монашество. В древнейших текстах Жития , наиболее близких к исходному авторскому оригиналу, год, когда это произошло, не указан. Однако в XIV в. в ходе редактуры Жития в его текст искусственным образом была внесена вставка, согласно которой уход Феодосия из Курска в Киев был приурочен к 1032 году. К этому году, начиная еще с конца XVIII века, и стали относить первое упоминание Курска в письменности, хотя таковым оно никогда не являлось! У большинства историков эта дата давно вызывала вполне обоснованное недоверие, поскольку вступала в непримиримое противоречие и с известиями летописей, и с хронологией жизни самого Феодосия. В начале 2000-х годов московский историк Ю. А. Артамонов выполнил детальное исследование Жития Феодосия Печерского , итоги которого изложил в пространной статье, насчитывающей свыше 100 страниц. Она опубликована в 2003 году в сборнике Древнейшие государства Восточной Европы . Автор убедительно доказал, что датировка ухода Феодосия из Курска в Киев 1032-м годом является абсолютно недостоверной. На самом деле это событие могло иметь место только в период между 1054 и 1056 годами. Таким образом, даже условно связывать упоминание Курска с 1032-м годом недопустимо.

На неправомерность использования 1032-го года в качестве даты первого упоминания Курска еще в 1988-м году (за 15 лет до выхода статьи Артамонова) обратил внимание старший научный сотрудник Курского областного краеведческого музея В. И. Склярук. Тем не менее, сила инерции в этом вопросе остается по-прежнему чрезвычайно велика. Вновь и вновь в самых разных печатных изданиях и в Интернете 1032 год продолжает указываться как год первого упоминания Курска.

Гибель древнерусского Курска

Судьба Курска во время нашествия Батыя по летописям неизвестна. Судя по всему, он не избежал судьбы большинства древнерусских городов и подвергся разгрому со стороны завоевателей. Скорее всего, это произошло в 1239-м году в ходе похода Менгу-хана на Чернигов. Но разорение еще не носило катастрофического характера – город отстроился вновь. И во 2-й половине XIII в. как свидетельствуют данные летописей и результаты археологических раскопок, Курск еще существовал, хотя утратил значение столицы княжества. С конца XIII столетия город из летописей исчезает. Надо полагать, что на рубеже XIII–XIV веков в Посемье случился некий геополитический катаклизм, в ходе которого Курск был стерт монголами с лица земли и прекратил свое существование.

Отголоски этого зафиксированы в летописях, повествующих о выступлении князей Курской земли против ордынского баскака Ахмата на рубеже 1280–1290-х годов. Впрочем, многие события, предшествовавшие этому и последовавшие за ним, скрыты во мраке веков: Многа убо и велика сиа повесть – сказано в Никоновской летописи – но множества ради оставлена бысть . В Курском летописце , написанном в XVII столетии, о постмонгольском Курске говорится так: сему граду Курску пленению до основания раззорену сущу бывшу и оттоле многия годы пребывая пустея и от многих лет запустения положения того града Курска и уезд велиим древесем поростоша и многим зверям обиталища быша .

Запустение

О нахождении в XIV–XVI веках на территории древнерусского Курска постоянного или временного поселения хотя бы сельского типа никаких материальных подтверждений до сих пор не имеется. Курск в этот период упоминается в нескольких русских, литовских и татарских источниках: Списке русских городов дальних и ближних (не позднее 1381-го года), перечне городов, принадлежавших великому князю литовскому Свидригайло (1402 или 1432 гг.), договорной грамоте великого князя литовского Сигизмунда с ханом Саип-Гиреем (1540 г.). Но эти упоминания носят чисто условный характер. Курск указан не в связи с какими-либо конкретными событиями, как в XI–XIII вв. а лишь как некий топографический маркер для обозначения владельческих прерогатив на территорию региона. Под Курском здесь, вероятно, понимается не живое поселение, а покинутое жителями городище. Только в качестве топографического ориентира выступает Курск и в разрядной книге 1475–1598 гг. В этом документе сказано, что летом 1557-го года здесь встал на стоянку отряд воевод М. П. Репнина и П. И. Татева.

Важно заметить, что о Курске нет ни слова в духовных грамотах (завещаниях) Ивана III и Ивана IV, а также в списке городов, возвращенных Литвой Русскому государству по условиям перемирия 1503-го года, завершившего Русско-литовскую войну 1500–1503 гг. (по ее итогам в состав Московского государства вошла территория Северской земли, к которой относился Курск). В то же время в духовной грамоте Ивана IV из южнорусских городов упомянуты и Мценск, и Рыльск, и Путивль, и Карачев. Наконец, вплоть до 1596-го года по Курску, в отличие от тех же Рыльска и Путивля, не известно ни одного наместника или воеводы. В пользу существования поселения на месте Курска в начале 1580-х годов вроде бы свидетельствует известный еще со времен В. Н. Татищева указ Ивана IV 1582-го года о ссылке лиц, давших лжесвидетельство ( ябедников ) в украинные городы, в Севск и в Курск . Однако, как показал историк Я. Г. Солодкин, в данном случае мы, по всей видимости, имеем дело с припиской. Она была внесена в текст указа значительно позднее, ибо Севск был основан только в царствование Бориса Годунова, то есть после 1598-го г. Эта приписка поясняла, в какие именно украинные города нужно ссылать ябедников . Однозначно решить вопрос о существовании на месте древнерусского Курска в XIV–XVI вв. какого-либо поселения могут лишь археологические исследования. Отсутствие на территории нынешнего города артефактов, относящихся к XIV–XVI вв. само по себе не дает оснований отвергнуть напрочь предположение о существовании такого поселения. Но для того, чтобы считать его существование бесспорным, подобные находки необходимы. Нынешнее же состояние источников заставляет сделать вывод о том, что в XIV–XVI вв. поселения городского типа на месте древнерусского Курска не существовало.

Основание нового Курска

А новому городу, который возник на его месте, 416 лет

Летом 1596-го года по указу царя Федора Ивановича на старом Курском городище была заложена новая деревянная крепость, сооружение которой было завершено осенью. С этого момента и ведет отсчет своей истории нынешний Курск. Его основателем можно и должно считать первого курского воеводу Ивана Осиповича Полева, на которого было возложено руководство строительством крепости (вот человек, чье имя следует увековечить в Курске и в названии улицы, и в памятном знаке!). Фортификации возводили служилые люди, присланные из Болхова и Кром, поскольку местных жителей, на которых можно было бы возложить эту работу, здесь просто не было. Существует мнение, что строители в 1596-м году только ремонтировали и расширяли ранее существовавшие укрепления. Однако в источниках прямо сказано о поставлении , то есть основании крепости, а не о ее делании , то есть обновлении.

Итак, подведем итоги. Древнерусский Курск возник в 980–990-е годы, вероятнее всего – в 985-м г. то есть со времени его основания минуло около 1027 лет. Первое упоминание города в письменности с наибольшей долей вероятности приурочивается к 1036-му г. Древнерусский Курск в конце XIII века был окончательно разгромлен монголами и прекратил существование. Новый город с тем же названием и на том же месте возник в 1596-м году. Его возраст, в отличие от древнего Курска, известен совершенно точно: осенью -го ему исполнится 416 лет.

Источники: http://kursk.bezformata.ru/listnews/goroda-kurska-borotsya-za-pravdu/31725333/, http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c19b3036-8141-4dac-aa9e-4010bcafcd24, http://www.dddkursk.ru/number/932/planet/002217/

Категория: Город Легенда - Кемерово | Добавил: kemerovo-3842 (17.08.2015)
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar