Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Справочник

Вся Правда О Затонувшей Лодке Курск
вся правда о затонувшей лодке курск

Почему она утонула? Правда о Курске , которую скрыл генпрокурор Устинов

Следствие провело все необходимые экспертизы и по минутам восстановило хронику событий. А дальше встал простой вопрос. Когда погибли моряки?

12 августа 2000 года. В 11.30 старлей Лавринюк, командир гидроакустической группы ракетного крейсера Петр Великий , увидел на экране радара большое светлое пятно, а спустя мгновение в динамиках раздался хлопок. Одновременно вздрогнул и сам Петр Великий .

Взрыв услышали не только акустики, но и все, кто был на Петре Великом . В частности, командующий Северным флотом Вячеслав Попов. Он стоял на мостике, дожидаясь торпеды, которую как раз в это время должен был выпустить Курск в ходе учебных стрельб.

- Что это у вас трясет? - спросил командующий.

- Включили антенну радиолокационной станции, - с ходу ответили ему.

Через полтора часа командующий флотом, не дождавшись ни торпеды с Курска , ни планового донесения лодки (она должна была выходить на связь каждый час), ни ее всплытия, улетел на берег, где и сообщил журналистам об успешном завершении учений.

Так - вкратце - рисует события известный адвокат Борис Кузнецов, в чьей уникальной книге по минутам восстановлена хроника военного бардака и воинствующей безответственности.

Курск , от взрыва которого содрогнулись десятки участвующих в учениях кораблей (да и учения-то были: лодка стреляет по кораблю, корабль ее выслеживает), был объявлен аварийным в 23.30 и обнаружен спустя 31 час.

Для сравнения: когда в 1983-м у берегов Камчатки затонула подлодка К-429, тогдашний главком ВМФ Горшков прилетел на Камчатку через 10 часов после аварии и лично возглавил спасательную операцию. Водолазы тогда совершили 1666 спусков и спасли 106 моряков.

13 и 14 августа все еще были уверены, что подводников спасут. С лежащего на дне Курска стучали SOS , и эти стуки слышал по корабельной трансляции весь экипаж Петра Великого - 600 человек.

Начиная с утра 14 августа, спасательный аппарат АС-34 начал погружения к Курску . Ему так и не удалось пристыковаться к девятому отсеку, а во время одного из погружений аппарат задел и погнул центрирующий штырь на крышке люка. Пресс-служба ВМФ заявила, что это произошло не из-за плохой техники или неопытности спасателей, а из-за деформации комингс-площадки при взрыве. Однако когда норвежские водолазы с первой же попытки пристыковались к Курску , они сказали, что люк открылся очень легко .

Подозрения Главкома ВМФ Куроедова, который заявил, что более чем на 80% уверен в столкновении Курска с иностранной субмариной , тоже не оправдались. Когда лодка была поднята, стало ясно, что на ней взорвалась торпеда.

Следствие провело все необходимые экспертизы и по минутам восстановило хронику событий.

А дальше встал простой вопрос. Когда погибли моряки? Если они умерли через 4-8 часов после катастрофы, то командование флота не виновато в их гибели. Если они жили несколько дней - те дни, когда весь экипаж Петра Великого слышал SOS , - то командование виновато, поскольку проявило преступную халатность.

И тогда на свет явились еще две экспертизы. Одна, судебно-медицинская, подписанная экспертом Колкутиным, который на основании медицинских данных (отсутствие гликогена в печени и мышцах, повышенное содержание сахара в крови) устанавливает, что подводники прожили после катастрофы не более 8 часов. Эксперты, которым адвокат Кузнецов показывал это заключение, не разделили его уверенности. Норвежский эксперт Инге Морильд отметил, что в телах с признаками разложения гликоген никогда не находили , а шведский профессор Джован Раджс высказался по поводу российской экспертизы еще жестче: It`s criminal .

Вторая экспертиза касалась стуков SOS , которые слышали 600 человек. И постановила: стуки происходили из подводной части обычного надводного корабля. Сидела какая-то сволочь два дня и беспрерывно стучала. А почему она стучала не на фоне грохота механизмов, что было естественно для трюма, а на фоне журчащей воды? А черт ее знает.

Книга Бориса Кузнецова драгоценна тем, что представляет собой летопись подробнейшего следствия. О Беслане или Норд-Осте такой летописи уже не напишешь. Только через два года выяснилось, что в Норд-Осте погибли не 129, а 174 человека. И когда Новая газета опубликовала фото и номер Шмеля , из которого стреляли по школе в Беслане, никто даже не почесался. А в деле Курска - пытались. Посылали водолазов. Поднимали лодку. Проводили экспертизы. Выяснили все - с пугающей точностью. И только в последний момент передернули карты.

Но есть и еще одна вещь, самая главная, которую адвокат оставляет за кадром, ибо она не входит в сюжет книги.

За всей историей с расследованием гибели Курска видна железная воля человека, который хотел выяснить, как оно было . Русские водолазы не вошли в лодку, и так было просто не позорить русских водолазов, сказать туда невозможно проникнуть , - но чья-то воля, сломав традиционные военно-морские фобии, послала туда норвежских водолазов. Главком намекнул, что лодку потопили американцы, - и так было просто согласиться с ним, а не позорить русский флот, нанимая иностранную фирму и поднимая лодку со дна.

Воля только одного человека могла сделать это - воля президента России Путина. Это было нарушение всех и всяческих табу, вбитых чекистским окружением и холодной войной. Это было осознание своей личной ответственности перед вдовами. Исполнение обещаний. Желание узнать правду во что бы то ни стало. Не могу себе представить не то что Горбачева - Ельцина, дающего добро норвежским водолазам.

И где-то между августом 2000 года, когда утонул Курск , и февралем 2002 года, когда расследование близилось к концу, этому человеку принесли на ознакомление результаты тех двух экспертиз. Я пытаюсь себе представить, как это было. Ведь президент Путин - разведчик. То есть начатки знаний в области судебной медицины у него должны иметься. Как он мог не поинтересоваться - с каких пор медицина умеет определять с точностью до нескольких часов время смерти человека, если труп пролежал в воде несколько месяцев? Как он мог не спросить: а как же стуки SOS ? А что же вы мне врали?

Что-то изменилось в президенте за два прошедших года. Возможно, ему стало все равно. И тот человек, который искренне клялся вдовам сделать все для установления правды, закрыл глаза на две - всего две - сомнительные экспертизы из десятков.

И это оказалось началом конца. Нельзя проводить следствие, позорящее армию, - и не снимать военачальников с постов. Тогда уж лучше врать с самого начала. Закрыв глаза единожды - лучше их не открывать.

После Норд-Оста президент Путин уже не обещал родственникам разобраться, как террористы проникли в Москву. Он просто объяснил им, что газ был совершенно безвреден.

После Курска главком Куроедов предположил, что Курск потопили иностранцы. Курск подняли, и оказалось, что он неправ. После Беслана насчет иностранцев предположил сам президент Путин.

Это предположение тоже будет выяснено следствием. Подробным. Честным. Которое заинтересуется и номером Шмеля , и многим другим. Но не сейчас. А через несколько лет. После краха режима.

«Курск» затонул десять лет назад, но не на все вопросы даны ответы

Каменная чайка, застывшая с распростёртыми крыльями на чёрной гранитной плите на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Это — памятник ста восемнадцати российским морякам, погибшим 12 августа 2000-го года в Баренцевом море вместе с атомной подводной лодкой Курск .

Среди имён, высеченных на плите, — имя Сергея Дудко. Его мать София бывает на кладбище так часто, как только может. Прошло уже десять лет, но она так и не успокоилась, потому что до сих пор не названы имена лиц, ответственных за самую страшную катастрофу в истории российского флота.

Потеря Курска была прямым следствием халатности командования флота , — заявил Борис Кузнецов, адвокат, представлявший интересы родственников некоторых моряков. — Но когда встал вопрос о юридической ответственности, было принято политическое решение не привлекать к этому никакого внимания .

Уголовные расследования в отношениия командующих российским флотом прекратились ещё до первой годовщина гибели подлодки. Семьи погибших получили по семьсот двадцать тысяч рублей компенсаций (по тогдашнему курсу — чуть менее, чем 29 тыс. евро).

В Новой газете , крайне критично настроенной в отношении Кремля, написали, что это был первый случай, когда государство купило молчание родственников деньгами.

Но некоторые из них до сих пор ищут ответы на свои вопросы. Роман Колесников, отец погибшего на Курске Дмитрия Колесникова, подал прошение в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, требуя возобновить расследование.

Во всяком случае, непосредственная причина катастрофы, судя по всему, ясна. По данным последнего доклада государственной комиссии, причиной взрыва стал дефект в одной из торпед. Большая часть доклада совершенно секретна в частности, неизвестно, каким образом эта торпеда оказалась на борту.

В сентябре 2000-го года тогдашнего президента Владимира Путина спросили, что случилось с Курском , и он ответил: Она утонула .

Трагедия началась утром субботы, когда сейсмологи зафиксировали два подводных взрыва, прогремевшие в Баренцевом море к северо-востоку от Мурманска. Поиски подводной лодки К-141 Курск — одной из самых современных во всём российском флоте — начались только спустя двенадцать часов.

Спасательные операции провалились из-за неподходящего оборудования.

Из соображений секретности российские власти ни словом не упоминали затонувшую лодку двое суток. Также они держали в неведении родственников членов экипажа, а сначала даже сообщили, что с ними всё в порядке.

Боясь шпионажа, Россия поначалу отказалась от помощи из-за рубежа. Прошло несколько дней, прежде чем было дано согласие на помощь Норвегии и Великобритании. Обломки и тела членов экипажа были обнаружены на глубине ста десяти метров.

Отчаиваться не надо — эти слова высечены на гранитном памятнике. Эти же слова написал капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, оказавшись в безвыходном положении в одной из кают тонущей подлодки.

Но его отец отчаялся. Роман Колесников отозвал своё прошение из Страсбургского суда по финансовым причинам.

Опубликовано: 11/08/2010 12:49

12 августа 2000 г. затонула АПЛ Курск : правда и ложь трагедии

16.08. 11:25

Что думает по поводу взрыва на «Курске» бывший подводник, капитан первого ранга в отставке, экс-командир подлодки К-147, представитель Общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков.

ЛЕСКОВ

Он одним из первых стал ходить на советских атомных субмаринах. А в 1967 году в качестве помощника командира первой атомной подлодки К-3 пережил страшный пожар на атомоходе. Катастрофа произошла под водой 8 сентября в Норвежском море. Командир был тяжело ранен, и Александру Яковлевичу тогда пришлось взять командование на себя.В дальнейшем Лескову еще не раз пришлось участвовать в ликвидации аварийных ситуаций на атомоходах.

«СП»: - Александр Яковлевич, почему официальная версия гибели «Курска», озвученная генеральным прокурором РФ, не кажется вам убедительной?

- Дело в том, что тогдашний генпрокурор России, излагая официальную версию гибели «Курска», не ответил на целый ряд вопросов, которые сразу же возникли у специалистов и, в частности, у командиров атомных подводных лодок.

«СП»: - Например?

- Официальная версия утверждает, что «Курск» во время взрыва находился под водой. Этого не могло быть, потому что при длине подлодки в 153 метра, она не может погружаться там, где глубина моря не превышает 115 метров – а именно такова была глубина в месте затопления «Курска», которое, кстати, является полигоном надводных кораблей, а не подводных лодок. Такая глубина для огромной лодки - как лужа для щуки. Чтобы погрузиться, подводная лодка должна иметь под килем - минимум три ее длинны, то есть в данном случае - не менее полукилометра. И это знает любой командир АПЛ. При глубинах в 100 метров никто не разрешил бы погружения.

Во-вторых, официальная версия гласит, что лодка врезалась в дно, и произошел второй взрыв. Это тоже не похоже на правду - от удара подлодки об дно никогда в истории подводного флота торпеды не взрывались.

Еще одно доказательство того, что субмарина во время взрыва находилась в надводном положении - ее фотографии, полученные, когда она уже лежала на дне. Лодка была с поднятыми выдвижными устройствами.

«СП»: - Что это означает?

- Все выдвижные устройства лодки поднимаются только при надводном положении.

«СП»: - Хорошо, пусть при взрыве «Курск» был в надводном положении. Что это меняет в данном случае?

- Во-первых, одна маленькая ложь порождает большое недоверие. Во-вторых, взрыв под водой фигурирует, как основная версия. Но взрыва под водой не было. Если бы он произошел под водой, была бы совершенно иная картина повреждений: корпус бы разворотило изнутри, на самом деле вся обшивка была загнута внутрь. Но повторяю, торпеда сама по себе взорваться не может. Кроме того, торпеды не детонируют, потому что на каждой стоит четыре уровня защиты. Если бы торпеда рванула сама по себе, это, извините, как укус комара в задницу слона - ерунда для такой подводной лодки. От одной торпеды не могли взорваться и все остальные. Даже при пожаре торпеды все вместе взорваться не могут. Я своим и глазами видел на фотографиях, как лодка лежит на боку, а торпеды валяются на дне возле нее. И еще. Если бы, как говорит следствие, разом взорвался весь торпедный отсек, вода бы тут же хлынула в корпус, и пожара бы не возникло. Но найденные трупы подводников - сильно обгоревшие. Существует еще масса противоречий.   Вообще запас плавучести АПЛ очень велик и рассчитан на то, что лодка остается на плаву при двух и даже трех затопленных отсеках. И не бывает таких аварий, при которых разом уничтожается практически вся лодка, включая командный пункт.

«СП»: - А как бывает?

- Так бывает при очень мощном внешнем воздействии. Иными словами, если в лодку попадают ракеты. Думаю, «Курск» погубили именно ракеты, когда он двигался по поверхности моря в район учений. Наши ракеты.

«СП»: - Ракеты?

- Да, ракеты. Думаю, было одно за другим два смертельных попадания. Но, как видим, даже при таком попадании кормовые отсеки остались целы, а люди - живы. И это отдельная история. Сначала сообщили, что слышали стуки изнутри подлодки - это правда, моряки оставались в отсеках. Моцак тогда сообщил: мы установили связь с ними, перестукиваемся. А потом отказался от своих слов. И это самое постыдное. А ведь они действительно перестукивались. Но прошли сутки, и все погибли. Я уверен, если бы этих ребят спасли, они бы рассказали, как их угрохали своими же ракетами.

«СП»: - Их могли бы спасти?

- Официально утверждалось, что подводный колокол на корпусе затонувшей подлодки установить не могут. Господи! Да наши водолазы за пять минут этот колокол устанавливают, это проще пареной репы. Потом стали говорить, что в стране глубоководных аппаратов не было. Ничего подобного, все есть, и были там наши подводники и все сфотографировали с глубоководных аппаратов. Один из них вдруг стал после этого Героем России.

«СП»: - Как долго подводники ждали помощи?

- Я думаю, двое суток жили. Больше вряд ли протянули. И водолазы могли попытаться их спасти, если бы получили приказ. Но, увы, не получили. Иначе остались бы свидетели того, что произошло на самом деле, и тайное стало бы явным. Остаются и еще вопросы. Например, зачем нужно было почти год на том месте, где затонул «Курск», держать надводный корабль, который глубинными бомбами не подпускал никого к лодке? Зачем нужно было тратить огромные суммы, чтобы отрезать первый отсек? Вообще первый отсек - самый главный свидетель. Он мог все рассказать, о том, что произошло, но его не только отсекли на глубине, его еще там взорвали, уничтожив в пыль все, что могло пролить свет на причины аварии. А ведь операция по отрезанию стоила столько же, сколько сама подводная лодка. Миллиарды были потрачены. Я знаю, что были подняты две записки, одну из которых написал капитан Колесников. Но их содержания мы так и не узнали.

«СП»: - Говорили еще о столкновении с американской субмариной?

- Правду скрывали очень неуклюже. И подкидывали несуразные версии. Одна из них - столкновение с американской подводной лодкой. Да мы много раз сталкивались под водой - и при всплытии, и носами - ну и что? Вмятины получали, ничего особенного. Одна лодка во время плавания дважды столкнулась с американцами, потом хохотали все над ней. Никогда столкновение под водой не принесет таких фатальных разрушений, какие были у «Курска». Считаю, нужно было сразу признаться в том, что мы своими собственными руками утопили «Курск». Но главная функция штаба ВМФ – скрывать правду. Они прикрываются жупелом секретности во всех авариях, которые были на флоте – ни об одной из них не сказано правды.

«СП»: - Вы считаете, что ракета, которая попала в «Курск», могла быть пущена в рамках учений?

- Думаю, да. Это береговая ракета, вероятно, класса «земля-земля». Ее могли пустить откуда угодно: из Подмосковья, из Плесецка.

Источники: http://nuclearno.ru/text.asp?9711, http://inosmi.ru/army/20100812/162067958.html, http://yakutia24.ru/obshestvo/obshestv/15236-12-avgusta-2000-g-zatonula-apl-qkurskq-pravda-i-lozh-tragedii

Категория: Справочник | Добавил: kemerovo-3842 (12.09.2015)
Просмотров: 349 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar