Главная » Статьи » Афиша города |
- Подводная лодка `Курск` поднятаСтраницы:[1] [2] 09 Октября 2001 Вторник ПОДВОДНАЯ ЛОДКА КУРСК ПОДНЯТА Интервью командующего Северным флотом, адмирала Вячеслава Попова ведущей программы Подробности Татьяне Алдошиной (РТР). Алдошина: Здравствуйте. За современную историю в мире затонуло 6 атомных подводных лодок и ни один флот не смог поднять со дна моря свои погибшие корабли. Подводная лодка Курск медленно, но верно движется к плавучему доку в Росляково. Сегодня из Мурманска говорить с нами согласился командующий Северным флотом адмирал Попов. Здравствуйте, Вячеслав Алексеевич. Сегодня очень важный день для всех нас, для страны и для флота. Не смотря на то, что были многочисленные сомнения, связанные с началом операции по подъему лодки, она все же поднята. Скажите, Вячеслав Алексеевич, почему все же важно было это сделать, как вы считаете? Попов: Я считаю, что поднимать лодку было нужно, и несколько факторов способствовали принятию такого решения. Во-первых, мы живем в XXI веке. И держать такой объект на глубине 108 метров в 60 милях от берега, это, наверное, не правильно с многих точек зрения. С моральной, с этической и с точки зрения потенциальной безопасности. Потому что, прошло бы 20, 30 40 лет и реактор представлял бы определенную опасность, если возможность есть избежать этой опасности, мир должен был на это пойти и он на это пошел. Алдошина: Вячеслав Алексеевич, кроме таких человеческих моментов и моментов, связанных с ядерной безопасностью, скажите, была ли проблема сохранения стратегических секретов? Попов: Я считаю, что такой проблемы, после трагедии 12 августа прошлого года у нас не существовало, как проблемы. Одной из задач была, но не проблема. Алдошина: Нам известно, что сложно будет работать с поднятой сейчас подводной лодкой Курск , когда речь пойдет о пусковых остановках крылатых ракет Гранит . Говорят, что это один из самых сложных моментов операции, не считая того, что ее оторвали от дна и транспортируют сейчас к Росляково. Скажите, что здесь опасного и как будет строиться эта работа? Попов: Вся операция по подъему подъемной лодки Курск - это очень сложная, технически сложная система. Я считаю, что самый сложный этап пройден - это этап подъема подводной лодки со дна. И самый сложный этап решен. Сложность работы с ракетным комплексом, я считаю, находится ближе к штатным состояниям на флоте. Я не исключаю, что выгрузка ракет Гранит может пройти по штатной схеме с обеспечением, разумеется, мер безопасности. Если состояние ракет потребует второго варианта, т.е. вырезка вместе с ракетными шахтами, инженерно это возможно и мы к этому готовы. А с точки зрения оценки опасности, любая работа с оружием - это всегда потенциально опасная работа. С оружием флот работает давно и всякий раз, когда мы проводим потенциально опасные работы, мы принимаем особые меры безопасности. Алдошина: Если я вас правильно понимаю, то речь идет о том, что существует стратегия действий на случай кризисной какой-то ситуации с этими ракетами Гранит . Попов: Несомненно, и не только с ракетами Гранит . У нас предусматриваются различные варианты вплоть до самых маловероятных и на них уже есть решение. Алдошина: Вячеслав Алексеевич, я уверена, что вы следили за всем ходом операции и сейчас следите за всем, что происходит с Курском . Как вы переживали тот момент, когда узнали, что Курск все-таки удалось оторвать от дна, потому что как раз в этот день и накануне было очень много сомнений по поводу того, что это все-таки удастся сделать. Попов: Я с самого начала операции верил в то, что она будет успешна. А в момент подъема испытал человеческое облегчение. Алдошина: Когда теперь можно ждать, что связка баржи Курск войдет в Кольский залив? Называют разное время, но все говорят о завтрашнем дне. Попов: Да. Подводная лодка в связке с баржей Гигант находится на подходах к Кольскому заливу, расчетное время входа в Кольский залив - 8.00. утра завтра, 10 октября. Алдошина: Вячеслав Алексеевич, известна также ваша позиция о том, что никто не должен видеть израненный корпус подводной лодки. Скажите, вы подтверждаете свою позицию, что смогут увидеть люди? Попов: Да, я подтверждаю свою позицию. Я считаю, что смерть на экране не должна быть показана, это мое личное мнение. А для моряков гибель корабля - это аналогично смерти человека. И показывать искореженный корабль в результате трагедии, я считаю нецелесообразным по моральным, этическим соображениям. То, что можно мы постараемся показать, а демонстрировать тяжелое состояние корабля. это тяжело для моряков. Алдошина: Вячеслав Алексеевич, а сейчас можно сказать, какая часть подводной лодки пострадала в наименьшей степени в результате и аварии и того, как проходили работы по подъему? Попов: Пострадала в наименьшей степени кормовая часть подводной лодки. Алдошина: И еще у меня вопрос, я должна его спросить, потому что с того Адмирал Вячеслав Попов был в свите президента Путина на СоловкахГлавнокомандующий и адмирал пообедали на Соловках селедкой2001, Август. В понедельник состоялись встречи главы государства с губернатором Архангельской области Анатолием Ефремовым и командующим Северным флотом Вячеславом Поповым. На Соловках высоких гостей из Москвы угостили обедом. Среди прочих блюд подавалась соловецкая селедка - особая популяция очень крупной и жирной сельди. которая считается фирменным угощением в здешних местах. Также Владимир Путин вместе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II осмотрел соловецкую обитель и облетел на вертолете Соловецкий архипелаг, в том числе остров Анзер. Именно здесь, на горе Голгофе. в сталинские годы расстреливали узников самого северного из советских лагерей. 20 августа Путин покинул Соловки. (Информационное агентство Интерфакс , 21.08.2001) Через 5 месяцев адмирала отправили в отставку. в сенатИтак, адмирал Вячеслав Попов назначен начальником управления экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов Министерства по атомной энергии. А незадолго до этого верховный главнокомандующий России Владимир Путин снял его с должности командующего Северным флотом. Получилось интересно и символично. Вячеслав Попов расстался с флотом, как только генпрокурор Владимир Устинов доложил президенту предварительные результаты расследования гибели подводного атомохода «Курск». До этого Попов возглавлял операцию по подъему «Курска». еще ранее — по его спасению. Теперь ему предстоит превратить остатки корабля в металлолом. Ведь именно утилизацией атомных подводных лодок занимается то управление Минатома, которое адмирал ныне возглавляет. (Зарина Хисамова. Судьба адмирала Попова. Журнал «Эксперт», Москва, №46(306). 10.12.2001 ) Пост-соловковая судьба адмирала Попова:Геннадий Гурьянов. вице-губернатор, представитель губернатора в областной думе: – Адмирала Попова в области знают как человека взвешенного, мудрого, государственника. Когда он был назначен в Совет Федерации, думаю, многие мурманчане оценили мудрое решение думы. (Виктория Денисова, Петр Болычев. Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ. Газета Мурманский вестник , Мурманск, 23.01.2003 ) Уволена группа адмиралов Северного флота, командующий Вячеслав Попов снижен в должностиКак заявил в субботу главком ВМФ Владимир Куроедов, командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов и начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак снижены в должности за серьезные нарушения в обеспечении деятельности флота. Уволена и привлечена к дисциплинарной ответственности целая группа высших офицеров ВМФ: командующий флотилией подводных лодок Северного флота вице-адмирал Олег Бурцев, начальник штаба флотилии контр-адмирал Валерий Филатов, командир дивизии контр-адмирал Михаил Кузнецов, заместитель командира дивизии капитан первого ранга Виктор Кобелев, начальник одного из управлений главкомата ВМФ вице-адмирал Николай Михеев, начальник управления главкомата ВМФ контр-адмирал Геннадий Верич, начальник управления главкомата ВМФ контр-адмирал Валерий Панферов, начальник управления Северного флота вице-адмирал Юрий Бояркин, начальник управления Северного флота контр-адмирал Владимир Хандобин, заместитель командующего флотилией контр-адмирал Фарит Зиннатуллин, начальник управления Северного флота капитан первого ранга Александр Тесленко, командир части Северного флота капитан первого ранга Рубен Караханов. По словам Куроедова, офицеры флота найдут в себе мужество и сделают правильные выводы . Столь масштабная чистка в рядах ВМФ происходит впервые в новейшей истории России, и причиной оргвыводов послужила трагедия Курска , хотя начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин просил журналистов не увязывать меры дисциплинарного воздействия с гибелью субмарины. В течение почти полутора лет командование ВМФ анализировало результаты расследования повседневной и учебно-боевой деятельности Северного флота. Мы провели экспертизу своих расследований в Генпрокуратуре , - сообщил Куроедов. Основной вывод по факту расследований состоит в том, что на всех уровнях системы управления имелись серьезные упущения руководства в делах как повседневной, так и учебно-боевой деятельности , - признал Куроедов. По гибели атомохода у нас нет оснований наказывать людей, так как расследование причин трагедии продолжается, работает госкомиссия и Генеральная прокуратура, и какие-либо выводы делать мы еще не вправе , - подчеркнул Анатолий Квашнин. Начальник Генштаба отметил, что организационно-кадровые предложения главкомата ВМФ доложены министру обороны и президенту страны и верховный главнокомандующий их утвердил . Сегодня отмечают годовщину аварии на АПЛ Курск. Хроника гибелиНа подлодке погибли все 118 членов экипажа 13 лет назад, 12 августа 2000 года, затонула атомная подводная лодка Курск, входившая в состав Северного флота России. На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.В 1992 году на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная подводная лодка К#8209 141 проекта Антей. Главными конструкторами были Павел Петрович Пустынцев и Игорь Леонидович Баранов. 6 апреля 1993 года лодке было присвоено наименование Курск - в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года подводная лодка Курск была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию. 1 марта 1995 года АПЛ Курск была зачислена в списки Северного флота и вошла в состав 7#8209 й дивизии 1#8209 й флотилии АПЛ (место базирования: Западная Лица (Большая Лопатка). С 1995 по 2000 год АПЛ Курск находилась в составе Северного флота России. 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ Курск (командир лодки #8209 капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь. В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв. 13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину. 14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка Курск легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат Колокол осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало. 15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа Курска планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно#8209 спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер Петр Великий и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России. В тот же день представитель штаба Северного флота сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки Курск живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек. 16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна Рудницкий спущен глубоководный спасательный аппарат Приз. Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке. 17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм). 19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки Курск прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини#8209 лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины. 20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно#8209 спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка. 21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9#8209 го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9#8209 й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7#8209 го и 8#8209 го отсеков АПЛ. В 9#8209 м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка. В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице#8209 адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К#8209 141 Курск. 22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура. Операция по подъему тел погибших моряков#8209 подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени#8209 зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников. Для работы на АПЛ Курск были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт#8209 Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз. 27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена в течение шести#8209 семи, максимум восьми часов . Устинов отметил, что подлодка Курск очень пострадала, все переборки прочного корпуса срезаны как ножом . Однако преграда, отделявшая 6#8209 й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки. 26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель Курска произошла вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ . Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода Курск за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели Курска, нет состава преступления. За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера Курск Указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно). Источники: http://lib.rin.ru/doc/i/169130p.html, http://www.solovki.ca/people_18/popov.php, http://newsru.com/russia/01dec2001/kursk_vyv.html, http://korrespondent.net/world/russia/1591007-segodnya-otmechayut-godovshchinu-avarii-na-apl-kursk-hronika-gibeli | |
Просмотров: 623 | |
Всего комментариев: 0 | |