Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Афиша города

Вскрытие Тел Моряков Апл Курск
вскрытие тел моряков апл курск

Гибель атомной подводной лодки Курск: в России вспоминают погибших моряков

Эта трагедия в Баренцевом море унесла жизни 118 подводников Северного флота.

В России сегодня проходят мероприятия по случаю очередной годовщины гибели атомной подводной лодки Курск в августе 2000 года.

Эта трагедия в Баренцевом море унесла жизни 118 подводников Северного флота.

Сегодня траурные церемонии пройдут на всех флотах российских военно-морских сил, а также в военных округах. На кораблях и подводных лодках приспущены флаги, во флотских частях и подразделениях будет объявлена минута молчания.

Напомним, атомная подлодка Курск затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года в результате взрыва торпеды в носовом отсеке субмарины в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Все 118 человек, находившихся на борту, погибли.

По заключению экспертов, смерть моряков Курска наступила по времени от нескольких секунд до 6-8 часов после взрыва, и к моменту обнаружения лодки 13 августа спасти 23 моряка, остававшихся в девятом отсеке, не представлялось возможным.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Унесенная взрывом

Десять лет назад в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск». Вспомним эту трагедию

2000 год

12 августа во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время не вышла на связь атомная подводная лодка К-141 «Курск» (командир лодки – капитан 1-го ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. В 23.44 в районе, где находилась АПЛ, зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04.51 АПЛ обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07.15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11.00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка «Курск» легла на дно. В заявлении ВМФ говорится, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили: связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание опасности для жизни экипажа нет через спасательный аппарат «Колокол» осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ.

Источник в ВМФ говорит, что «вопрос о том, чтобы экипаж оставил подводную лодку, пока не стоит». При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть. Выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежды на спасение людей мало. Волнение моря в районе катастрофы – 4-5 баллов.

15 августа представитель штаба Северного флота говорит журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки «Курск» живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявляет, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна «Рудницкий» спущен глубоководный спасательный аппарат «Приз». Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток добраться до лодки. В 15 часов президент России Владимир Путин заявил, что «ситуация с подводной лодкой «Курск» тяжелая, критическая, но флот располагает всем необходимым арсеналом средств спасения, и попытки будут продолжены». Адмирал Куроедов заявил, что Россия примет любую предложенную Западом помощь.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно «Normand Pioneer» с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

18 августа операция продолжена силами российских спасателей, но результата нет. Корреспондент РТР Аркадий Мамонтов заявляет в прямом эфире с места события, что в день аварии в Баренцевом море на месте катастрофы были обнаружены аварийные буи «нехарактерной для ВМФ России расцветки» – зелено-белые. Они исчезли спустя некоторое время. Обычно аварийные буи ВМФ России оранжевого цвета. Владимир Путин вернулся в Москву с юга и заявил, что после сообщения о происшествии с подводной лодкой он хотел прервать отпуск и сразу вылететь к месту трагедии. «Но я удержался, и думаю, что поступил правильно. Прибытие в район бедствия неспециалистов, чиновников высокого ранга, не помогает, а чаще всего мешает. Все должны быть на своем месте», – сказал президент.

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки «Курск» прибыло судно «Normand Pioneer» с британской спасательной мини-лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины. Норвежское спасательное судно «Seaway Eagle» с глубоководными водолазами на борту подошло в район катастрофы подлодки «Курск» в Баренцевом море в первом часу 20 августа. После окончательных согласований начался второй этап операции, во взаимодействии спасательных сил и средств Северного флота с норвежскими и британскими спасателями.

20 августа за несколько часов работы норвежские водолазы обследовали АПЛ на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9-го отсека. Шлюзовая камера пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7-го и 8-го отсеков АПЛ. В 9-м отсеке АПЛ обнаружено тело моряка.

21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

22 августа президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков.

Председатель правительственной комиссии по выяснению причин аварии, вице-премьер Илья Клебанов в этот день заявил: «Уже во второй половине дня 14 августа было понятно, что в лодке живых нет. Но мы не могли раньше сообщить, что погибли все. Оставалась скорее теоретическая, но все-таки надежда, что в 9-м отсеке есть воздушная подушка. Мы не имели морального права заявить о гибели всех до полной проверки этого отсека». Тогда же Клебанов говорит, что спасательная операция на самом деле началась 13 августа в 18.30. Основной версией катастрофы на тот момент правительственная комиссия считает столкновение подлодки с крупногабаритным подводным объектом, а военные эксперты не исключают, что это была британская субмарина. Ранее высказывались предположения, что «Курск» мог столкнуться с американской военной подлодкой.

23 августа объявлен в России днем траура. В этот же день в пресс-службе верховного командования вооруженных сил Норвегии сообщили, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка «Мемфис», которая зашла туда 18 августа для пополнения запасов. Это сообщение следует за информацией ряда СМИ о том, что лодка сильно повреждена и находится в ремонтном доке. СМИ связывают это происшествие с трагедией «Курска».

24 августа генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели АПЛ «Курск».

26 августа Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными на­градами членов экипажа атомной подводной лодки «Курск» (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину. Остальные члены экипажа награждены «Орденом Мужества». В этот же день Путин подписал Указ «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск».

29 августа военные и разведывательные круги США признают, что в момент аварии «Курска» рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. Газета «Нью-Йорк Таймс» сообщает, что обе подлодки находились настолько близко к АПЛ «Курск», что зафиксировали практически все происходившее на борту российского подводного ракетоносца.

6 сентября США передали России имеющиеся у них данные о катастрофе АПЛ «Курск», в частности, точное время взрывов на борту «Курска».

8 сентября известный ведущий CNN Ларри Кинг в прямом эфире спрашивает президента России: «Что случилось с россий­ской подводной лодкой?» Путин отвечает: «Она утонула».

19 сентября президент РФ Владимир Путин принял решение приступить к операции по подъему останков экипажа АПЛ и самой субмарины. Операция по подъему тел была намечена на октябрь-ноябрь 2000 года, по подъему АПЛ – на вторую половину лета 2001 года.

2 октября 2000 года в Санкт-Петербурге конструкторское бюро «Рубин», управляющее операцией по подъему тел моряков с АПЛ «Курск», заключило контракт с норвежским отделением американ­ской фирмы Halliburton AS.

25 октября началась операция по подъему тел погибших моряков-подводников. В этот день главком ВМФ Владимир Куроедов разрешил руководителю водолазных спусков контр-адмиралу Геннадию Веричу после проведения всего объема подготовительных работ отдать команду водолазам на вход внутрь подлодки «Курск». В 8-й отсек затонувшей АПЛ спустился первый российский водолаз – мичман Сергей Шмыгин.

В ночь на 26 октября водолазы, вскрывшие корпус подлодки, осмотрели тела моряков «Курска». Стало ясно, что после взрыва в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках люди были живы. В кармане командира 9-го отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку. Часть текста была обнародована: «13.15. Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх». Власти заявили, что вторая часть записки носит слишком личный характер, и поэтому ее не будут обнародовать. Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак позже рассказал журналистам, что в записке рассказывалось, что, возможно, два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой.

29 октября в Североморске на Приморской площади состоялась ритуальная церемония прощания с четырьмя подводниками, погибшими в результате катастрофы на АПЛ «Курск».

2 ноября начались и затем были прекращены работы по вскрытию корпуса в третьем отсеке. Отсек в тот же день законсервирован по решению главкома ВМФ Владимира Куроедова. В 3-й отсек водолазы не входили – телекамеры показали «значительные разрушения, нагромождение аппаратуры, отсечных механизмов, фрагментов приборов». Работа перенесена на 4-й отсек. В тот же день в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прошли похороны капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

7 ноября принято решение о том, что дальнейшее продолжение работ в 4-м отсеке невозможно из-за сильных завалов и разрушений внутри него. На основании этого принято решение о прекращении операции по подъему тел. Водолазы законсервировали все люки «Курска».

2001 год

18 мая российская сторона подписала контракт на подъем атомной подводной лодки «Курск» с голландской фирмой «Маммут транспорт БВ».

16 июля началась первая фаза операции по подъему: работы по отделению первого отсека и подготовке технологических отверстий в подлодке. Время проведения всей операции – три месяца. В операции принимало участие специальное судно «Майо», охрану района производили большой противолодочный корабль «Североморск» и малый ракетный корабль «Айсберг». Гидрографическое судно ГС-87 осуществляло радиационный мониторинг.

14 сентября на борту водолазного судна «Майо» представители ЦКБ «Рубин» и фирмы «Майо» подписали протокол о выполнении работ по отделению первого отсека атомной подводной лодки «Курск».

7 октября поздно вечером началась операция по подъему АПЛ со дна Баренцева моря. Лодка была оторвана от грунта с помощью 26 подъемных захватов, установленных на барже «Гигант-4». Скорость подъема «Курска» – примерно 10 метров в час. Каждые 50 минут подъем приостанавливался для проверки баланса и распределения подъемной силы. После подъема лодки на 58 метров началась ее буксировка баржей «Гигант-4». Баржа, к которой тросами прикреплен атомоход, 8 октября снялась с якорей.

10 октября успешно завершена буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. Критических ситуаций не возникало.

22 октября атомоход «Курск» отделен от баржи «Гигант-4» и установлен в плавдоке.

27 октября Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена «в течение шести-семи, максимум восьми часов»,- сообщил генпрокурор. Устинов отметил, что подлодка «Курск» очень пострадала, все переборки прочного корпуса «срезаны как ножом». Однако переборка, отделявшая 6-й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22  крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

В ходе операции удалось обнаружить и опознать 115 из 118 погибших подводников, в том числе останки командира подлодки «Курск» капитана первого ранга Геннадия Лячина.

2002 год

26 июля генеральный прокурор России сообщил, что гибель «Курска» произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ». Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода «Курск». По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели «Курска», нет состава преступления.

Публикацию подготовил Дмитрий ОЗЕРОВ.

Траурный митинг, посвященный памяти экипажа К-141 «Курск», пройдет на Аллее Героев мемориального комплекса «Марьина роща» в Нижнем Новгороде 12 августа в 12.00.

Атомная подводная лодка Курск

Просмотров: 8237

Купить СНПЧ А7 Вологда. оперативная доставка

Рейтинг: #160 #160 /#160 57

Длина готовой модели: 154 см

Количество листов: 44

Затонула в  Баренцевом море. в  175 км от  Североморска. ( 69°40?00? с. ш. 37°35?00? в. д. ) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей  12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших  авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота, после взрыва боезапаса на  Б-37.

Постройка

Экипаж АПРК К-141 был сформирован на Северном флоте в июне  1991 года. первый командир — капитан 2-го ранга Рожков Виктор Николаевич.

Заложена в  Северодвинске ( ПО «Северное машиностроительное предприятие». заводской № 662) в  1992 году. спущена на воду в мае  1994 года. принята в эксплуатацию  30 декабря 1994 года.

В апреле  1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой Главнокомандующего ВМФ К-141 присвоено почетное наименование «Курск».

История службы

В августе-октябре  1999 года лодка участвовала в автономном походе в  Атлантический океан и  Средиземное море. перед этим выполнив на «отлично» ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России.

Поход АПРК «Курск» осуществлялся по замыслу и под управлением командующего КСФ адмирала Попова В. А. который дал ему следующую характеристику: «Командиру „Курска“ удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!»

«Курск» вёл скрытное наблюдение за группировкой  Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец «Теодор Рузвельт». самолёты с которого наносили удары по Сербии во время  операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам.

Внезапное появление в Средиземном море новейшего «убийцы авианосцев» вызвало панику в рядах 6-го флота США. К поискам «Курска» были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а «Курск» и его командир, фактически, возводятся в ранг «личных врагов Америки». Командир АПЛ представлен к званию Героя России.

Из официального документа

В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море АПРК «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость. По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан 1-го ранга Г. Лячин представлен к званию Героя России. АПРК «Курск» признан лучшей подводной лодкой СФ. Губернатор Мурманской области вручил командиру корабля приз «Лучшая подводная лодка Северного флота».

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» — лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей — «отличные». 23 % членов экипажа — мастера военного дела. Остальные 77 % — специалисты 1-го и 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню Военно-морского флота в  Североморске.

На  15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в  Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей «Курск».

Катастрофа

В  2002 году главком ВМФ России  Владимир Куроедов сообщил, что в ходе подготовки командованием был допущен ряд нарушений, которые не способствовали благоприятному проведению учений, но при этом не являлись причиной аварии. На борту лодки было 24 крылатые ракеты  П-700 Гранит и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели. Всплытие и выход на связь с отчётом планировался на 13, либо на 15 часов. Командовал кораблём капитан 1-го ранга  Г. П. Лячин.

По плану учений «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах помечены 11 часами 15 минутами  12 августа 2000 года.

Возможные причины гибели

Взрыв учебной торпеды

Официальный отчёт, опубликованный в  2002 году генпрокурором  Устиновым. в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв  торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды ( пероксид водорода ). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки. Торпеды на  пероксиде водорода не использовались в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надёжности, на «Курске» же такие торпеды были — модель 65-76 «Кит». разработанная в 1976 году, — так как они дёшевле, чем торпеды с дорогими  серебряно-цинковыми аккумуляторами. Вскоре после расследования торпеда на пероксиде  водорода. которую в целях экономии пытались вернуть на флот, была окончательно снята с вооружения.

Версия вице-адмирала Рязанцева

По версии Валерия Дмитриевича Рязанцева, входившего в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы ПЛ «Курск», причиной первого взрыва стала так называемая «толстая» торпеда 65-76 ПВ, пополненная необезжиренным воздухом высокого давления  11 августа 2000 года. До  12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат. Из-за недостатка конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами оставляет открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии. Второй взрыв, по версии Валерия Рязанцева, произошёл из-за столкновения АПЛ с грунтом, а не в результате объемного пожара в первом отсеке — АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, что стало причиной взрыва боевых торпед.

Торпедирование

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссёр  Жан-Мишель Карре (Jean-Michel Carr? ), в своём фильме « Курск. Подводная лодка в мутной воде » ( фр. Koursk: un sous-marin en eaux troubles ), который был показан  7 января 2005 на французском телевидении  France 2. утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды  «Шквал». эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо».

«Толедо» шёл на опасной близости под прикрытием «Мемфиса», который находился «в тени». В один момент, «Курск» и  «Толедо» столкнулись, (видеозапись лежащего на дне «Курска» показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»),  «Мемфис» открыл огонь торпедой  Mk-48 по «Курску».

Карре утверждает, что президент России  Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений, а возможно и военного конфликта с США.

Этой же версии придерживаются канадские документалисты и некоторые отставные военные.

Сравнение размеров «Курска» и «Толедо»

Мина времён 2-й мировой войны  При анализе версии о торпедировании АПРК «Курск» необходимо, впрочем, учитывать, что информация, которая в фильме режиссёра Карре названа официальной, в действительности в первые дни после трагедии выдвигалась в предположительном ключе наряду с другими версиями, в числе которых были и самые невероятные. Доступные на сегодня материалы не дают оснований ни для её подтверждения. Строго говоря, и в самом французском фильме единственным фактическим доказательством её правдоподобности служит стоп-кадр, запечатлевший отверстие в легком корпусе справа по борту. Однако это отверстие находится в непосредственной близости от линии отреза носового отсека, но явные признаки происхождения этого дефекта от попадания торпеды не присутствуют, а прочный корпус в этом районе цел. Американские торпеды Мк-48, о которых идет речь в фильме, взрываются снаружи корпуса и не оставляют подобных отверстий. Вследствие этого можно предположить, что отверстие могло образоваться в результате проведении подъёмных и буксировочных работ, при постановке лодки в доке и т. д. Еще одним веским контраргументом против версии торпедирования служит несоответствие мощностей 1-го и 2-го взрывов на «Курске», зафиксированных сейсмологами, и мощности американской торпеды.

Вице-премьер  Илья Клебанов высказал версию столкновения «Курска» с  противокорабельной миной времён  ВОВ. что, возможно, привело также к детонации торпеды. После выбора официальной версией «взрыва торпеды» предположение отпало само собой.

Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками АПЛ данного класса, данную версию отвергали изначально.

Столкновение с подводным объектом

Один из членов государственной комиссии, который принимал эту подлодку от промышленности, капитан первого ранга Михаил Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной подводной лодкой. По его мнению, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“».

Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы «Курска», изложенные 29 ноября 2000 г. в « Независимой газете ». Действительно, обе практические торпеды:  УСЭТ-80 и  65-76. как правило, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был бы смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/с), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. За эту секунду почти мгновенно в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к её хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и  форс огня ударил в первый отсек, что мгновенно привело к пожару.

Командующий  Северным флотом. в состав которого входил «Курск», адмирал  Попов также высказал сильную уверенность в подобной версии. По его словам, неустановленная ПЛ неумышленно ударила «в самое уязвимое место этого проекта подводной лодки», в результате чего та, потеряв плавучесть, с большой скоростью и дифферентом ударилась о грунт, где и произошёл взрыв боезапаса торпед.

Попадание ракеты

Капитан первого ранга  Александр Лесков. указывая на то, что подводная лодка такого размера не имела права находиться под водой в этом месте по физическим причинам, выдвинул предположение, что в лодку попала противокорабельная баллистическая ракета. Однако председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга  Игорь Курдин сказал, что эта версия — «полный бред».

8 сентября 2000 г. в газете « Berliner Zeitung » появилась статья с версией о том, что «Курск» был потоплен случайным попаданием ракеты П-700, снабженной новой боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, запущенной с  атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Эта версия стала умалчиваться из-за того, что могла «дискредитировать всё российское военное командование». Данная версия не объясняет происхождение отверстия. Кроме того, на вооружении Российских вооружённых сил нет такой «ныряющей» модификации ПКР П-700.

Начавшийся пожар заставил детонировать торпеды, вызвав серию взрывов.

Спасательные работы

Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по  22 августа. но оказались безуспешными. Применялись подводные аппараты (автономные снаряды) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла неудачи сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном «Курска» — примерно 60 градусов.

Однако, капитан 3-го ранга А. Шолохов, трижды погружавшийся на  глубоководном аппарате «Приз». утверждал, что скорость подводного течения не более 0,7 узла, видимость допустима для спасательных работ и никакого крена нет. Все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку резиновое противошумное покрытие на лодках этого типа неправильно покрывает комингс-площадку люка и мешает стыковке.

20 августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle»,  водолазы с которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день.

Источники: http://www.segodnya.ua/world/hibel-atomnoj-podvodnoj-lodki-kurck-v-roccii-vcpominajut-pohibshikh-morjakov.html, http://www.zem-nn.ru/old/gaz/10_32/11.html, http://www.modelik.ru/-10-21-08-01-50/530--qq.html

Категория: Афиша города | Добавил: kemerovo-3842 (16.09.2015)
Просмотров: 652 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar