Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Справочник

Галерея Имени Дейнеки Курск Я Люблю Спорт
галерея имени дейнеки курск я люблю спорт

Курск. В галерее имени Дейнеки открыта новая экспозиция

Картина Футболист Александра Дейнеки, выставлявшаяся на биеннале в Венеции в 1932 году

Сегодня в Курской картинной галерее открылась выставка Я люблю спорт , посвященная спортивной тематике в творчестве знаменитого курского художника Александра Дейнеки.

В экспозиции представлены живописные и графические работы из фондов галереи. Среди них картина Футболист , выставлявшаяся на биеннале в Венеции в 1932 году.

В Курске

14:36 21 сентября

Курская картинная галерея имени Дейнеки вошла в «Музейный гид-»

16 сентября на открытых выборах фестиваля «Музейный Гид-» Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки одержала победу в зрительском голосовании.

По результатам публичного зрительского голосования галерея имени Дейнеки вошла в пятёрку лучших музеев, которые теперь войдут в состав путеводителя Музейный гид- .

Педителями голосования стали: Пермская картинная галерея, Национальный парк Кенозерский , Саратовский художественный музей им. Радищева, Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Азовский музей-заповедник.

Курская картинная галерея имени Дейнеки была открыта в 1935 году, когда примерно двести экспонатов художественного отдела краеведческого музея были выделены для создания Курской картинной галереи.

Ныне в фондах галереи хранятся около 10 тысяч экспонатов, среди которых множество уникальных работ самых известных художников страны и мира.

Картинная галерея имени А. А. Дейнеки

Курская государственная картинная галерея была основана в 1935 году и 12 сентября того же года открыта для публичного посещения.

В настоящее время собрание галереи охватывает 8448 произведений русского и западноевропейского искусства XVI—XX вв. среди которых живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и народное искусство. Собрание европейской живописи включает картины Д. Тьеполо, Ф. Бароччи, И. Кленгеля. Среди русского искусства работы В. Тропинина, И. Левитана, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, И. Крамского, В. Поленова, А. Куинджи. Большой интерес вызывает значительное собрание произведений А. А. Дейнеки, родившегося в Курске. Особенностью галереи является выявление и собирание произведений и других художников, связанных с Курском (В. Шварц, К. Трутовский, Е. Чепцов, К. Истомин и др.), современных курских художников, приобретение народного искусства (ткачество, вышивка, народный костюм, кожлянская игрушка).

Содержание

История

Курская государственная картинная галерея основана в 1935 году [1]. 12 сентября 1935#160 года открыта для публичного посещения. Непосредственными предшественниками галереи были Отдел искусства губернского краеведческого музея и Музей искусств, работавший с перерывами с 1919 по 1925 год. Изначально формирование собрания галереи связано с деятельностью первого ее руководителя художника Петра Константиновича Лихина (1879—1967). Ядро коллекции составили около 200 картин, переданных из Курского краеведческого музея. C 1935#160 года она называлась Курская областная картинная галерея им. К. Иванова в 1936—1941#160 годах, 1943—1969#160 годах#160 — Курская областная картинная галерея с 1969#160 года#160 — Курская областная картинная галерея им. А.#160 А.#160 Дейнеки. До Великой Отечественной войны картинная галерея располагалась в Сергиево-Казанском кафедральном соборе (ул. Горького. 27). В 1946#160 году галерея перемещена в купеческий особняк рубежа ХIХ-ХХ веков (ул. Советская, 3#160 — бывший дом Пузанова), с 1980#160 года приобретает выставочный зал по адресу ул. Радищева, 85 (пристройка к современному жилому дому), первая экспозиция в котором открылась в 1981 году [3] .

Раздел графики

В основном представлен гравюрой XVI—XIX#160 веков.

Отдел Древней Руси

Располагает иконами XVI—XIX#160 веков.

Отечественное искусство XVIII#160 — 1-й половины XIX#160 века

Раздел рубежа XIX—XX#160 веков

Отдел советского искусства

Включает произведения И. Грабаря. К. Петрова-Водкина. С. Герасимова. А. Осмеркина. А. Куприна. А. Самохвалова. А. Русакова. Н. В. Томского. В. Перельмана, Ф. Шурпина, Ю. Пименова. П. Никонова, Н. Нестеровой и др. Коллекция работ А.#160 А.#160 Дейнеки. которой посвящен специальный зал, насчитывает более 1000 единиц хранения: монументальная и станковая живопись, журнальная, станковая и книжная графика, скульптура и фарфоровая пластика позволяют составить достаточно полное представление о творчестве этого выдающегося советского художника в целом.

Отдел декоративно-прикладного и народного искусства

Содержит работы народных мастеров, изделия русских и западноевропейских фарфоровых заводов XVIII—XIX#160 веков, советский фарфор. художественные лаки, кружево. игрушку. Предметы народного творчества Курской губернии (народный костюм, вышивка. ткачество. кожлянская игрушка) составляют специальный раздел.

Филиалы

Курская государственная картинная галерея им. А.#160 А.#160 Дейнеки имеет 2 филиала в районах Курской области.

Музей Вячеслава Михайловича#160 Клыкова

Музей располагается в посёлке им. Ленина Советского района Курской области. где в последние годы жизни часто бывал, подолгу жил и работал уроженец Советского района, скульптор, народный художник РФ Вячеслав Михайлович Клыков. Основан в 2006 году, 2 июня 2008#160 г. открыт для посещения. Имеет общую площадь 142,7 #160 м², экспозиционную площадь#160 — 93,3 #160 м². Экспозицию музея составляют мемориально-художественные материалы, связанные с В.#160 М.#160 Клыковым, и модели его скульптур [5] .

Дом-музей Ефима Михайловича Чепцова

Располагается в посёлке Медвенка Медвенского района Курской области по адресу ул. Чепцова, 32, где родился и работал во время своих летних приездов в Медвенку русский советский живописец и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР Ефим Михайлович Чепцов. Музей#160 — одноэтажный деревянный обложенный камнем дом, в нём воссоздана домашняя обстановка Чепцовых. Экспозицию музея составляют этюды и картины Е.#160 М.#160 Чепцова и сменные выставки работ курских художников. Общая площадь музея#160 — 70#160 м², экспозиционная площадь#160 — 50 м² [5] .

Страница

Галерее в этом году исполняется 80 лет. Так получилось, что нашими самыми частыми посетителями являются школьники, поэтому специально для них мы провели конкурс на лучшее сочинение на тему Моей галерее 80 лет#33

С момента открытия (сентябрь 1935 года) и до начала Великой Отечественной войны Курская областная картинная галерея (ныне – Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки) занимала здание Сергиево-Казанского собора. Двухъярусная церковь второй половины 18 века традиционно приписывалась «школе Растрелли».

Показать полностью.. В нижней «зимней» церкви работали изостудии и кружки, устраивались выставки. В верхней церкви размещалась «постоянная экспозиция». Основу коллекции галереи, при её открытии, составляли произведения, выделенные из художественного отдела Губернского краеведческого музея, который занимал «бывший» Архиерейский дом в центре города, рядом со Знаменским собором.

К большому сожалению, мы не знаем всех имён и в архиве галереи не сохранилось фотографий участников описываемых событий. Один из главных героев – Стефан Андреевич Таранушенко (1889, Лебедин – 1976, Киев) – выпускник и затем адъюнкт-профессор Харьковского университета, один из создателей Музея украинского искусства (первоначальное название «Церковно-исторический музей») в Харькове. С 1939 до конца сороковых годов он работал научным сотрудником Курской картинной галереи. В годы войны С.А. Таранушенко предпринял решительные действия для сохранения художественной коллекции. Недостаток времени и ресурсов не позволил отправить в эвакуацию в Уфу все предназначенные к вывозу предметы. Большую часть картин спрятали в тайном месте. Оккупационные власти возобновили в городе работу некоторых учреждений и в том числе – Краеведческого музея. Чтобы уберечь спрятанные работы от случайного уничтожения, грабежа и разрушения, 23 апреля 1942 года картины вынули из тайника в подвале Сергиевского собора и разместили в общей экспозиции в залах музея.

Желая сохранить подлинную интонацию, публикуем ниже фрагмент воспоминаний Александры Михайловны Минаковой (1897 – 1984) из личного архива её внучки Л.М. Минаковой. А.М. Минакова окончила Мариинскую женскую гимназию в Курске, в 1921 году – историческое отделение Высших женских курсов в Киеве. Преподавала историю и географию в курских школах. Во время оккупации Курска была привлечена к работе в Картинной галерее и Краеведческом музее.

Из личного дела А.М. Минаковой: «Работала с 8 февраля 1943 года по 28 августа 1943 года в Курском областном краеведческом музее в должности заместителя директора и зав. историческим отделом в марте 1943 года принята на работу в Курскую областную картинную галерею на должность и.о. директора. В декабре 1943 года освобождена от работы и.о. директора в связи с возвращением директора т. Крауклис из эвакуации.

В марте 1945 года принята на работу в Курскую областную картинную галерею в должности главного хранителя художественных ценностей. С марта по май 1945 года исполняла обязанности директора в связи с болезнью директора галереи т. Сегаль. В сентябре 1948 года освобождена от работы главного хранителя художественных ценностей Курской областной картинной галереи в связи с семейными обстоятельствами»

«Как я попала в Картинную Галерею?

До оккупации была в Курске самая крупная полная средняя школа № 9. Самая крупная и самая хорошая#33 Директором был Морозов А.Г. (ныне умерший), завучем Малышев Е.И. а почти бессмертным пред.месткома – я. Коллектив был организован, отлично работал. Мы процветали#33 И вдруг захват города фашистами#33 #33

В первый же день пришли за Морозовым и заставили его работать в «Управе». В её ведении находилась Галерея и музей. Морозов пришёл ко мне и попросил работать в галерее: «Спасите, что сможете…». И я пошла». (апрель 1976)

«Успеть бы рассказать всё, что знаю, всё, что помню о Стефане Андреевиче…

В 1941 году до захвата Курска немцами С.А. работал в Курской картинной галерее, в качестве научного сотрудника. Когда слухи о захвате города полчищами немцев стали всё настойчивее приходить в Курск, С.А. совместно с директором Галереи Крауклис Эльяридой Христиановной организовал подготовку ценностей Галереи, а затем эвакуировал их. Сопровождала картины директор. Наиболее ценные из оставшихся С.А. собственноручно замуровал в стене помещения под Собором, где помещалась Галерея, сам же С.А. поселился в сторожке Собора, чтобы иметь возможность наблюдать за запрятанными ценностями. Оставшиеся картины перевезли в музей.

Зима того года была лютая и жить в неотапливаемой сторожке было невозможно. С.А. собственноручно сложил себе печурку, сделав дымоход и форточку. С изменением направления ветра весь дым шёл в квартиру, затрудняя дыхание, нестерпимо ел глаза. Позже С.А. такую же печь сделал в музее для сотрудников.

Помещение под собором, где были замурованы картины, было приспособлено для бомбоубежища, где скрывались окрестные жители и застигнутые бомбёжкой немцы. С.А. наблюдал за захоронением.

Теперь о коллективе сотрудников Музея и Картинной галереи, с которыми пришлось работать С.А. в продолжение ряда лет.

Создавалось впечатление, что захватывая город, немцы отлично знали наиболее видных, уважаемых людей в городе. Являясь, они врывались в квартиры этих людей, тащили их, заставляли работать. Так было с Морозовым Алексеем Георгиевичем.

Он был директором крупнейшей в области школы, был человеком уважаемым, к тому же это был честнейший человек, умница, к мнению которого прислушивались. Под натиском насильников ему пришлось согласиться на работу в «Управе». Он надеялся тут принести пользу Родине… С первых же дней работы он стал окружать себя известными ему людьми, на которых мог рассчитывать. Одной из первых оказалась я. Морозов был директором школы, а я преподавала в этой школе историю в старших классах и была председателем месткома. Ряд лет.

Алексей Григорьевич при встрече сказал мне: «Идите и работайте#33 ». И я пошла…

Здесь я познакомилась с С.А.

Коллектив собрался дружный, сплочённый единой целью: быть полезными Родине…

Чего только мы не делали#33 Под руководством С.А. сколачивали вторые рамы и в рамных ящиках прятали школьное имущество, свезенное в музей перед оккупацией, камуфлировали его, и тому подобное. Всем руководил С.А. Его указания исполнялись безоговорочно. Особенно возрос его авторитет после истории с замурованными картинами. А дело было так.

Замуровав картины и наблюдая за ними, С.А. не мог обеспечить им неприкосновенность, и вот, когда он был на работе в музее, захватчики обнаружили картины, дали знать властям, вскрыли их и организовали их перевозку в музей.

Надо было видеть Стефана Андреевича… Он горел бессильным гневом…

Принимал картины какой-то немецкий генерал. Он тут же «сортировал» картины. Одни в одну сторону, для изъятия их для немцев, другие – оставить в музее. Мы, работники музея, забирали картины, предназначенные нам, и поспешно уносили в фонд. Картины подвергались осмотру С.А и лучшие из них он … прятал#33

Великая заслуга С.А. была в том, что он стремился научить нас понимать и любить искусство. Он организовал ряд лекций по истории искусства, иллюстрируя сказанное репродукциями картин. Прямо скажу, что каждая такая лекция обогащала нас знаниями, развивала вкус, прививала любовь к искусству. Слушали С.А. не отрываясь, голодные, в холодном помещении… Грустные, но богатые воспоминаниями дни…

И становилось понятным служение искусству Стефана Андреевича, и нам хотелось отдать ему все силы…

Если хватит сил, расскажу ещё одну историю, расскажу об истинном подвиге Стефана Андреевича.

Существовала ежедневная угроза быть разграбленными немцами. И вот что сделал С.А. со столяром галереи и с одним горячим поклонником её, заперся на ночь в помещении галереи. Сторожил их сторож музея. И вот в темноту, рискуя быть застигнутыми, они провели огромную работу. Перед этим нашли целый кусок новой мешковины и С.А. решил создать потайные стены, за которые спрятать картины. Раскатывался и прибивался к стене материал, а поверх него вешалась картина.

Кроме того, против двери в соседний зал устроили треугольник и между его широкими сторонами, в проёме двери, втащили скульптуру Сталина, размером 1 метра.

Весь следующий день С.А. наблюдал, какое впечатление сооружение произведёт на посещавших музей немцев… Ничего не заметили#33 Так было сделано добротно и красиво#33 А если бы узнали, что там хранят бюсты вождей?#33 Верная гибель…». (сентябрь 1976)

Источники: http://kursk.bezformata.ru/listnews/kursk-v-galeree-imeni-dejneki/16854468/, http://www.kurskweb.ru/news/main/33111.html, http://ru.esosedi.org/RU/KRS/1586416/kartinnaya_galereya_imeni_a_a_deyneki/, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1816475, http://vk.com/deinekagallery

Категория: Справочник | Добавил: kemerovo-3842 (12.09.2015)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar